Шины низкого давления – вещь уникальная. Они сами адаптируются к грунту. Давление гусеницы в районе опорных катков доходит приблизительно до 40 кПа, может быть, чуть больше. А в шинах низкого давления – 20 кПа, и с такой же нагрузкой они давят на грунт. Правда, есть одна неприятность в их использовании: как только в одном из восьми колес "Вектора" происходит снижение давления, машина начинает плохо управляться. Но мы думаем над решением этой проблемы. На автомобиль можно установить централизованную систему подкачки, пока на данной модели "Вектора" этого нет.
Вообще этот автомобиль создавался для работы на полюсе для экспедиции известного российского ученого-полярника, заместителя председателя Государственной думы Артура Челенгарова. Правда, в Антарктиде его команда справилась со своей задачей без нас.
Но это не значит, что проект "Вектор" останется нереализованным. Мы сейчас усиленно работаем над модернизацией колесного вездехода. Проводим определенные испытания и исследования. Я думаю, что "Вектор" будет использоваться и полярниками, и службами МЧС, и для многих других целей.
Рычаг и тяга привода КП
Результаты оказались, прямо скажем, неоднозначными. С одной стороны, "Вектор" отличился весьма умеренным "аппетитом" (расход топлива на автомобиле полной массой 4000 кг составил не более 35 л на пересеченной местности). А с другой – выявились некоторые конструкторские промашки. Например, двигатель. В качестве силового агрегата для "Вектора" конструкторы выбрали японский турбодизель Toyota 2L-T мощностью 91 л.с. и максимальным крутящим моментом 226 Н•м. Эти двигатели используются на внедорожниках Toyota Land Cruiser. Но если для японского автомобиля этот двигатель по техническим характеристикам на борту оптимален, то для российского вездехода он явно слабоват. В составе автопоезда полной массой чуть более 6 т тяговые характеристики автомобиля изменились, причем в худшую сторону.
Так, резко упали динамические показатели, а расход топлива подскочил больше чем вдвое по сравнению с одиночным автомобилем. Но выбор двигателя обусловлен конструкцией трансмиссии "Вектора". Более мощный мотор может ее "скрутить". Ведь на вездеходе используются раздаточные коробки ВАЗ-21213 и редукторы ВАЗ-2103, рассчитанные на работу с двигателями Волжского завода. При выборе агрегатов трансмиссии, впрочем, как и всех остальных узлов и агрегатов машины, ставка была сделана на максимальное уменьшение веса.
Двигатель "Вектора" от Toyota
Боенков Александр Ильич
генеральный директор Дмитровского филиала ГУ НПО СТиС МВД
Когда нашему предприятию предложили изготовить автомобиль "Вектор", мы сразу согласились. Действительно, автомобиль очень интересный. Как нам кажется, мы выполнили задачу и даже перевыполнили. Получился автомобиль не только для экспедиций в Антарктиду, а универсальный колесный вездеход. Мы еще не пробовали, но мне кажется, что он еще и плавать будет: днище у "Вектора" полностью герметизировано. Этот образец изготовлен зимой и лета пока не видел – ведь его собирали для Антарктиды. У него большой объем кузова внутри. Силовой агрегат расположен тоже внутри, т.е. его обслуживание можно производить, не выходя из машины, что важно при работе в климатических условиях с низкой температурой и сильными ветрами.
Конечно, мотор Toyota мощностью 90 л.с. слабоват для этой машины, но это же прототип, на котором проверяются все огрехи конструкции. А следующая машина будет уже с колесными редукторами. Идет дальнейшая модернизация вездехода: скорее всего мосты будут от "Соболя", приводы с карданчиками и т. д. Попробуем установить ветровые стекла панорамного типа. Есть и специфика в управлении этим автомобилем – немного "водит" по дороге. Это происходит из-за эластичности шин низкого давления.
Подвеска передних управляемых колес
Есть проблемы и с эргономикой, обзорностью. Но и они решаются: проводим определенные замеры рабочего места водителя, пассажирских мест и будем думать, как повысить комфортность. Сейчас в автомобиль можно садиться только через дверь, которая расположена в задней стенке кузова, да и то сложно – нет лесенки. Мы думаем и над альтернативными вариантами посадки.
Вообще, такие вездеходы нужны не только полярникам, но и газовикам, и нефтяникам. На "Вектор" можно устанавливать и ремонтное оборудование, и диагностическое. Прорабатывается вариант модульного кузова, пикапа. Кузов вездехода несущий, и труба, как на Tatra, делает этот автомобиль универсальным. Эту трубу можно укоротить или увеличить, в общем, изменить длину машины.
Работа над этим уникальным автомобилем идет. Будем надеяться, что не напрасно.
Качество использованных материалов и механизмов автомобиля тоже оставляет желать лучшего. Так, в течение испытаний постоянно перегревались агрегаты трансмиссии, переключение передач осуществлялось с повышенными усилиями. Отдельно стоит отметить рулевое управление. Мало того что машина постоянно "рыскает" и стремится уйти с траектории, так еще на малых скоростях весьма затруднительно повернуть руль. Такое впечатление, что гидроусилитель на этой машине отсутствует напрочь.
В салоне всего 6 мест для сидения
В салоне "Вектора" уютно, тепло даже в очень холодное время. Этому способствует расположение двигателя и наличие автономного отопителя Webasto. Двигатель автомобиля установлен в салоне за водительским креслом и отгорожен от остальной части салона термоизоляционным коробом – для удобства его обслуживания. А теперь очередная ложка дегтя: ну очень шумно! При движении даже на средних оборотах двигателя в салоне невозможно разговаривать, а при максимальных оборотах начинает болеть голова. Дополнительная шумоизоляция здесь пришлась бы кстати.
Как мы уже отмечали, "Вектор" – автомобиль необычный и перспективный. Жаль, что в процессе испытаний выявляются недочеты, которых можно было избежать еще на стадии проектирования. Но мы надеемся, что недостатки будут учтены в будущем и вездеход "Вектор" окажется востребованным в различных отраслях, будь то МЧС, наука, армия, которые особо нуждаются в подобной высококачественной технике.
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Дмитровский филиал ГУ НПО СТиС МВД РФ и ФГУП НИЦИАМТ.
________________________________________
P.S.: Однажды по телевидению показали передачу, посвященную сочлененному вездеходу "Витязь" с широкими гусеницами, работающему в трех плоскостях. Коллектив СКБ под руководством Главного конструктора Константина Осколкова начал эту интереснейшую работу в 1971 году. Машина уникальная. Несколько лет подряд на полигоне 21 НИИИ АТ МО РФ, что в подмосковных Бронницах, на выставке автомобилей двойного назначения российские военные демонстрировали возможности этого автопоезда. Может быть, и "Вектор" через некоторое время (думаем, гораздо меньшее, чем "Витязь") станет колесной версией этого уникального универсального автопоезда. Во всяком случае, есть над чем задуматься создателям вездехода на шинах низкого давления.